Политологическая, аналитическая и прочая прогрессивная общественность денно и нощно пытается найти тот предел, за которым Россия уже не сможет вести войну, но еще продолжит существовать. Коллега В.Пастухов и многие другие анализируют шансы в ресурсной войне. При этом поражение России в ресурсной войне с Европой, не говоря уже о НАТО никто не оспаривает. Тем более в случае усиления ударов по России и укрепления ПВО Украины.
Но, что более всего бросается в глаза – это расхождения в оценке российских ресурсов ведения войны и возможностей влияния на них.
Запад прежде всего интересует материальный ресурс войны. Он его истощает стратегически довольно успешно, несмотря на тактические огрехи.
Что касается российского населения, Запад пусть медленно, но преодолевает устоявшиеся заблуждения в его оценке.
Западный истеблишмент постепенно все больше понимает, что это война не Путина, а России и реагирует соответственно. Во всяком случае, уже давно ни один серьезный политик не реагирует на адвокацию несчастного российского народа со стороны Ю. Навальной, И.Яшина или В.Кара-Мурзы.
Для Путина, наоборот, в условиях ограничений в экономике, главным ресурсом все в большей степени является послушный российский народ. Но Путин и его успешно истощает, пусть и недостаточными темпами.
Эмпатия в данном случае некорректна, поскольку ни один нормальный народ не купился бы ни на Крым, ни на "детей Донбасса", а уж тем более не позволил бы относиться к себе, как к пушечному мясу.
Однако между Западом и Россией имеется существенная прокладка в виде российской оппозиции, которая могла бы помочь Украине и Западу выработать единый подход к целям войны и обеспечению Победы Украины. Но меньшая часть российской оппозиции, поддерживающая Победу Украины, водружение украинского флага над Севастополем и освобождение России именно таким образом, располагает крайне ограниченными возможностями в России и недостаточными ресурсами на Западе.
Другая же, существенно большая часть российской оппозиции, либо контролируется Кремлем (напрямую, как ФБК или косвенно, как В.Кара-Мурза, И.Яшин, М.Резник и т.д.) либо, обладая немалыми ресурсами, но при этом, находясь в плену мифологического мышления, пытается выстраивать мосты иллюзий, не позволяющие разрушить Русскую Матрицу в русских мозгах. Значительно актуальнее было бы в интересах скорейшего окончания войны разрушить имперское сознание и выстроить мосты здравого смысла из империи на свободу.
Но имеем, что имеем – разговоры о приверженности демократии и европейским ценностям, но при этом принципиально игнорирование правды о состоянии этого варварского в массе своей народа. И это, несмотря на то, что фундаментом европейских ценностей является честность.
Недавно были опубликованы два исследования о состоянии русских умов. Одно от "Левада-центра", а другое – закрытое исследование ВЦИОМ. Сравнительный анализ этих исследований демонстрирует закономерность. Моральная оппозиция войне, предполагающая неприятие агрессии и захвата территорий Украины стабильно не превышает 10-15% независимо от внешних факторов. Причем эти цифры даже не оспариваются. Ну разве что безосновательно увеличиваются до 15-30%. Но это предел.
И при этом демонстрируется уверенность в способности этого даже не блокирующего меньшинства переставить страну на другие рельсы через предполагаемое откроющееся в будущем на короткий срок окно возможностей. Скажем за три месяца.
Но не забывают о другом. Предотвратить всеми возможными способами выход из этого предполагаемого окна на свободу тех, кто стремится на свободу, или его максимально затруднить.
К сожалению, это весь непрочный фундамент демократии, на котором никакую реальную демократическую России построить невозможно. В силу того, что оставшиеся 85% – это различные оттенки суверенной демократии. 74% – это поддержка войны в разных формах, как бы и кто не пытался это опровергнуть. Они в разной степени верят даже не в ПРБ, а в возможности власти улучшить положение дел в стране.
И даже снижение оптимизма никакой надежды не дает. Во всяком случае, в отношении помогающих участникам СВО.
Они демонстрируют усталость от войны. Не рефлексию, а именно усталость от войны. И таких людей по данным закрытых опросов 83%. Это люди, уставшие убивать, уставшие ждать плодов войны или капитуляции Украины, которую жаждут чуть больше половины опрошенных. Они за капитуляцию, но либо устали ждать, либо опасаются, в ожидании этой самой капитуляции потерять Россию.
Просто следует понимать, что никакого протестного потенциала в России нет. Все разговоры о консолидации даже на конференции АВК – это иллюзии или добросовестные заблуждения за счет частных пожертвований.
А разговоры Ю.Навальной и членов ее кружка (только не надо мне ни что намекать), И.Яшина, В.Кара-Мурзы и примкнувшего к ним М.Резника, особенно в преддверии выборов – это уже не иллюзии, а сознательные фальсификации, но за счет неустановленных источников финансирования.
Все эти 75-83% поддерживающих войну скованы одной цепью, которую необходимо разорвать. Где же в таком случае слабые звенья?
Сложилось устойчивое представление о возможном бунте или расколе элит в России. Но, несмотря на это, его пока нет и быть не может.
Расчет на раскол элит ошибочен и построен на непонимании такой российской реалии, как фронтмены. ОПГ "Кремль" этот вопрос давно решило при полном непротивлении элит. Элиты сами давно все отдали и от своей субъектности отказались. Оставив правда для утешения своих амбиций яхты, самолеты, недвижимость и места в списке Forbes. Единичные примеры борьбы за свое достоинство и субъектность МБХ, Тинькова и еще нескольких человек лишь подтверждают это.
Но это вовсе не значит, что на этом направлении все потеряно.
Во-первых, есть возможность преследования фронтменов.
Во-вторых, об этом свидетельствует реальный анализ путинской системы власти. Именно реальный, а не моралистический.
В России, благодаря В.Путину сложилась уникальная ситуация. Верхи не могут управлять по-старому, а низы просто ничего не хотят. Разве, что сохранить, дремлющих в глубинах их душ злобных животных.
Управлять по-старому, означает управлять посредством выдачи ярлыков на кормление. При достаточности ресурсов, это всех устраивало и неплохо, по российским меркам, работало.
Однако из-за сокращения кормовой базы эта модель дальше так работать не может. В связи с этим, власть усиливает давление на верхи в большей степени, чем на низы.
Например, процент задержанных и осужденных за коррупцию чиновников выше, чем политзаключенных среди граждан. Это серьезный индикатор. Одно дело лояльность чиновников через коррупцию, а другое дело через страх.
Власть в условиях давления на чиновников исключительно в интересах своей коррупции с одной стороны решает вопрос с лояльностью населения через зависть, а с другой успешно рубит сук, на котором сидит. Ибо других институтов, кроме лояльного и купленного чиновничества в нынешней России практически нет.
Соответственно, задуматься о воздействии на элиты таким образом значительно перспективнее. Причем важно ничего не перепутать.
Борьба с коррупцией со стороны ФБК в нынешней России – это форма поддержки режима, демонстрация социальных лифтов и мотивации людей.
А борьба Путина за свою коррупцию, против коррупции С.Шойгу или еще лучше Р.Старовойта – это практические шаги к обрушению режима.
Пока "хорошие русские" пустомели говорят о хорошем русском быдле, в практическом плане важно сочетание экономического давления с формированием альтернативной повестки, направленной на недовольных негодяев из числа 75% или 83% и на формирование их лидеров.
Просто других лидеров для этих мажоритариев взять больше неоткуда.
Л.Кравчук, Г.Алиев, С.Ниязов, Н.Назарбаев и многие другие были в свое время отличниками в школе выживания негодяев. Они прошли в ней все классы от райкома до ЦК КПСС, сдали все экзамены и результаты сдачи доступны в архивах ГБ. В результате именно они смогли развалить СССР и лишить нынешнюю Русскую Матрицу огромных ресурсов. Соответственно, формулирование привлекательных альтернатив не в виде не очень понятной для негодяев свободы, а в виде простых и понятных им слоганов: Не умирать! Не отдавать ресурсы! Не кормить Москву!
Или, что еще понятнее – они не боятся Москвы, ослабят путинский режим гораздо сильнее и значительно дешевле, чем содержание FRF, ФБК и многих других сообществ грантоядных.
Разумеется, все должно осуществляться в рамках приемлемого коэффициента цинизма, рассчитываемого из соотношения моральных ценностей к здравому смыслу.
В условиях обострения моральной агрессии "хороших русских" или просто агрессии под видом морали и с учетом обостряющегося кризиса России крайне важно предоставить им возможность борьбы с собственной энтропией.
Квота для коренных народов в Платформе т.н. российских демократических сил, балансирующих в поисках или в ожидании откроющейся для них форточки в замурованном Путиным окне в Европу, платформа коренных, т.е. стремящихся выбраться из Русского Мира народов, а возможно и самостоятельная платформа Чечни заставляет вспомнить очерк А.Аверченко "Опыт".
Почему бы не задуматься о том, чтобы все, кто верит в возможность построения не то чтобы ПРБ (за это следует просто давать в морду, как писал в свое время классик М.Е.Салтыков-Щедрин), а хотя бы менее кровавой России, о которой без устали говорит, стремящийся в классики В.Шендерович, не резюмировали эту идею, а попытались привлечь к ней только тех, кто в нее поверит? Тех, кто любит не себя в России, а Россию в глубине души.
Возможно, это было не только очень интересно, но и абсолютно честно.






